Белаз - история белорусских исполиновБелорусский автомобильный завод, строительство которого началось вблизи города Жодино под Минском (тогда ещё как Завода торфяного машиностроения) в 1948 году, сегодня производит продукцию, мировые аналоги которой можно пересчитать по пальцам одной руки. За более чем полувековую историю белорусского автопредприятия под Минском было выпущено свыше 120 000 единиц карьерной техники. БелАЗы работают почти в 50 странах мира. А начиналась история завода по-советскому буднично: в 1946 году власти приняли решение о строительстве завода торфяного машиностроения (Постановление Верховного Совета БССР 11.09.1946 № 137/308). Буквально через 2 года Белпромпроект уже закончил разработку и согласование проекта завода. Так от фазы планирования белорусы перешли к строительству корпусов. Жители карьеров Свою первую продукцию жодинское предприятие показало в 1950 году, а уже на следующий год Завод торфяного машиностроения был перепрофилирован в Завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш». В 1958 году предприятие получило новое имя, под которым известно до сих пор — «Белорусский автомобильный завод». Из ворот предприятия с новым именем выкатился первый 25-тонный самосвал МАЗ-525. Дальше — больше. В этом же году в Жодино передали с Минского автозавода производство 25-тонных самосвалов МАЗ-525. А в 1960 году в Минской области наладили выпуск первых образцов самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т. К тому моменту с конвейера в Жодино сошел тысячный МАЗ-525. Но предприятию, носившему гордое имя автомобильного завода, одной сборки грузовой техники по лицензии, само собой, было мало. Поэтому в 1960 году на нем приступили к проектированию самосвалов принципиально новой конструкции для разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом. Так появилась первая самостоятельно созданная новым автопредприятием модель — 27-тонный БелАЗ-540, выпущенный в 1961 году. Несколькими годами позже на международной выставке в Лейпциге этот карьерный грузовик был отмечен золотой медалью. К 1986 году завод мог выпускать до 6000 единиц такой техники в год, что составляло половину мирового производства. Новые рубежи На этом на БелАЗе останавливаться не собирались. В 1963 году с конвейера сходит опытный образец второй разработки конструкторов завода — самосвал БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 т. В 1966 году на Белорусском автозаводе приступили к серийному выпуску самосвала БелАЗ-548А — базового самосвала класса грузоподъемности 40–45 т. Сам завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени и получил золотую медаль на международной выставке в Пловдиве за БелАЗ-540. Очередной новинкой белорусского автопредприятия стал самосвал БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 т. Первый опытный образец этой машины класса грузоподъемности 75–80 т был выпущен в 1968 году. Уникальными разработками белорусы всерьез заявили о себе на весь Союз, доказав, что и в маленькой республике можно создавать таких великанов. Следующий этап конструирования пришелся уже на 70-е годы. В 1977 году появились опытные образцы самосвала БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110 т — базового самосвала класса грузоподъемности 110–120 т. Так белорусское предприятие одним прыжком перескочило через несколько весовых категорий. В 1978 году завод осваивает новую для себя технику — аэродромные тягачи для буксировки самолетов со взлетным весом 100 т. Благо, шасси под них у белорусов уже имелось. Но в гонке за увеличение тягловых свойств БелАЗов ещё рано было ставить точку. В 1982 году с жодинского конвейера сошли опытные образцы 170-тонного самосвала БелАЗ-75211, представителя класса грузоподъемности 170–200 т. Настоящий фурор В 1990 году БелАЗ и вовсе произвел фурор, построив огромный самосвал грузоподъемностью 280 т. Машина получилась столь серьезной, что после её появления пыл инженеров слегка остыл. В 1994 году белорусы вновь обратились к «малому» классу: создан опытный образец самосвала БелАЗ-7555 грузоподъемностью 55 т, головная модель нового семейства самосвалов с гидромеханической трансмиссией. За ней, спустя 2 года, последовал выпуск 130-тонного БелАЗ-75131, ставшего первенцем в новом семействе самосвалов с электромеханической трансмиссией. Однако к 1998 кризисному году в Жодино осознали, что без серьезной модернизации производства дальнейшие перспективы завода туманны. На БелАЗе началась реконструкция действующего производства, ориентированная на обновление карьерной техники, разработку новых моделей, повышение качества и технического уровня как отдельных узлов и систем, так и выпускаемой техники в целом. Как следствие, в 2000 году производственное объединение (этот статус завод получил в 1995 году) удостоилось награды «Хрустальная Ника» по Международной программе «Партнерство ради Прогресса», а генеральному директору БелАЗа П.?Л. Мариеву было присвоено звание «Директор года», а позже и звание «Героя Беларуси». Польщенные успехом, белорусы принялись за работу с удвоенной энергией, и построили в 2002 году полноприводный шарнирно-сочлененный самосвал БелАЗ-7528 грузоподъемностью 36 т, а также 77-тонник, БелАЗ-7555G. Наши дни БелАЗа Накануне Дня машиностроителя в парке имени «50-летия ПО „БЕЛАЗ“» в честь создателей белорусской карьерной техники установлен на постамент самосвал БелАЗ. Но история — историей, а от современности никуда не уйдешь: на конвейере очередная новинка, БелАЗ-75127 грузоподъемностью 120 т уже с двумя гидромеханическими передачами. На БелАЗе успешно реализуется один из крупнейших на территории СНГ инвестиционных проектов. Завершено два из трех запланированных этапов технического перевооружения производства. Для этого были заключены контракты и соглашения на поставку оборудования с чешской фирмой «ALTA» и Чешским Экспортным Банком. Из эксплуатации выведено 435 единиц устаревшего оборудования, а введено свыше 300 единиц нового на сумму более $ 90 млн. В результате показатель износа технологического оборудования снизился с 89% до 59%. На предприятии продолжается обновление, создаются высокотехнологичные производственные мощности. В марте 2004 года на Кедровском угольном разрезе УК «Кузбассразрезуголь» был открыт первый в России сервисный центр БелАЗа. Центр осуществляет все виды ремонта большегрузных автомобилей по оригинальной технологии «БелАЗа», обслуживая не только в Кузбассе, но и в других регионах. Сервисный центр напрямую реализует запчасти, узлы и агрегаты, позволяя отказаться от услуг посредников. В 2005 году на заводе собирают 1 470 машин (64,6% продано в Россию), среди которых крупнейший карьерный самосвал БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320 т (!) с классической колесной формулой 4?2. Такая машина создана на Белорусском автомобильном заводе впервые, а всего в мире насчитывается менее сотни самосвалов этого класса. В проект завод инвестировал $ 9 млн. Масса машины — 240 т, высота — 7,22 м, длина — 14,9 м, ширина — 9,25 м, мощность двигателя — 3500 л.с. Самосвал работает на угольных месторождениях в Кемеровской области. По итогам 2005 года БелАЗ увеличил объем производства продукции по сравнению с 2004 годом на 30,8%. Выпуск потребительских товаров возрос на 9,5%, а удельный вес новых видов продукции составил 28,8%. Одним из последних достижений БелАЗа стала поставка в 2006 году самосвалов преимущественно грузоподъемностью 220 т на китайский рынок. Всего в течение года предприятие приняло участие в пяти китайских тендерах на поставку самосвалов высокой грузоподъемности, в том числе на машины грузоподъемностью 320 т. >
|
|
||
Сделать бесплатный сайт с uCoz |